Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Колокольчик"

Телефоны

Формирование правильной осанки у детей

                                                                                                                                                          Подготовила: и.ф. И.В. Белякова

В дошкольном возрасте осанка у детей еще неустойчива, она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Они определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, хронические и острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера.

Правильная форма позвоночника и хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь развитым мышечным корсетом. Детям дошкольного возраста необходимы движения, в которых активно участвуют мышцы брюшного пресса, плечевого пояса и кисти. Самое эффективное средство профилактики нарушений осанки – это физические упражнения. Физические упражнения, усиливая ток крови во всех участках тела, увеличивают кровоснабжение в центральной нервной системе, повышая этим питание головного мозга и создавая лучшие условия для его работы.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать, как условия общего укрепления организма. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы   вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Работу по   формированию правильной осанки следует вести постоянно со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

Можно детям предложить ряд упражнений для формирования  и закрепления навыка правильной осанки:

Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.

Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба, медленно встать в И.П.

Ходьба с предметом на голове с сохранением правильной осанки, перешагивая через препятствия.

Нельзя укладывать детей спать в очень мягкие кровати. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину-это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно – то на правый, то на левый бок. Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но нельзя торопиться  и заставлять ребенка сидеть, его мышцы еще не достаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

  • Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;
  • Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;
  • Локти не должны находиться на весу;
  • Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;
  • Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола – ладонь прижать вовнутрь большим пальцем.
  • Освещение должно находиться слева от ребенка.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Для любой работы  и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Дети – существа несознательные, и без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у них не будет.

Литература: 

См.:А.П.Чабовская. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.  М.:Просвещение,1980г.-221с.

См.:Жеребцова Ю.С.,Леонтьева М.А., Борисова М.М. Осанка        дошкольника: как ее исправить, проверить, сохранить. Опыт работы. М.:2007.-150с.

Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 302 с.

В.К. Велитченко. Физкультура для ослабленных детей. М.Физкультура и спорт.1989.-110с.