Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Колокольчик"

Телефоны

      Развитие общей выносливости у дошкольников

Развитие общей выносливости зависит от многих факторов: биохимических механизмов ресинтеза АТФ, обеспечивающих сохранение гомеостаза или возможно меньшие его нарушения в работающей мышце; устойчиво­сти организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней cреде; баланса нервных процессов и психического состоя­ния человека; от уровня владения техникой движения и т.д. При этом характер физиологических механизмов, обеспе­чивающих поддержание определенного уровня работы и ее продолжительность, а также причины возникающего утом­ления во многом зависят от мощности выполняемой на­грузки.

Развивается общая выносливость в дошкольном воз­расте преимущественно при использовании циклических видов физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.) с постепенным увеличением времени и рас­стояния преодолеваемой дистанции. В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мы­шечных групп, в работе которых наблюдается чередование моментов напряжения и расслабления мышц, что обеспе­чивает процесс восстановления энергозатрат организма ре­бенка. При этом периоды врабатывания (налаживание функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дол­жен быть не менее 3-4 минут.

Физическая нагрузка умеренной мощности является главным средством развития общей выносливости дошко­льника. Оздоровительно-тренировочный эффект физкуль­туры обеспечивается такой нагрузкой в объеме 65-75% его времени. Показано, что ходьба и бег являются универсальными средствами развития общей выносливо­сти. Целесообразно включать их в занятия, увеличивая ка­ждый раз расстояние, которое должны преодолевать дети. Вместе с ходьбой и бегом развитию общей выносливости могут способствовать прыжки через скакалку, подпрыги­вание на месте и с продвижением вперед, передвижение на пыжах, велосипеде, плавание, а также различные подвиж­ные игры, в которых длительное действие повторяется много раз и при слабой и умеренной мощности выполняе­мой работы.

В качестве тестового задания для оценки уровня развития общей выносливости в мировой практике, чаще все­го, используется тест Купера, предполагающий непрерыв­ный бег в оптимальном для человека скоростном режиме в течение 12 минут. Взяв за основу данное тестовое задание и, учитывая, что современному ребенку пробежать непре­рывно 12 минут крайне сложно, мы модифицировали тест Купера. Суть модификации состоит в том, что при сохра­няющемся жестко регламентированном временном интер­вале 12 минут дошкольник преодолевает дистанцию без остановки в режиме слабой, умеренной и даже частично большой мощности. При этом, он имеет право по необхо­димости (скажем, усталость или иная причина) не просто менять режимы интенсивности (большая, умеренная и сла­бая), но и вообще перейти с бега на ходьбу и обратно, продолжая при этом безостановочное движение по дистан­ции, что является, на наш взгляд, относительно более мяг­кой функциональной нагрузкой на организм ребенка. Та­кой подход к дозированию физической нагрузки сущест­венно расширяет диапазон использования ребенком режи­мов интенсивности, позволяя ему использовать тот или иной, в зависимости от самочувствия, сохраняя в целом оздоровительную функцию данного тестового задания.

Дистанция для оценки уровня развития общей вынос­ливости у дошкольников представляет собой круг с твер­дым покрытием длиной не менее 200-300 метров и размет­кой через каждые 50 метров для удобства и объективности контроля выполнения задания. В одном забеге может уча­ствовать вся возрастная группа. Контрольное задание предполагает наличие на кругу линии старта и отсутствие, как таковой, линии финиша, поскольку 50-метровые отрез­ки дистанции дают возможность достаточно точно опреде­лить преодолеваемое тем или иным ребенком расстояние. Перед забегом испытуемым необходимо сделать неболь­шую разминку (легкий бег и общеразвивающие упражне­ния для подготовки основных физиологических функций организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и мышеч­ной) к выполнению задания). После того, как разминка за­кончена, дети снимают с себя тренировочные костюмы, в которых разминались и группой подходят к месту старта, останавливаясь за 2-3 шагах до линии. По команде педагога «На старт» дети подбегают непосредственно к пинии старта и принимают положение высокого старта, а затем, по команде «Марш» начинают движение по дистан­ции, равномерно распределяя свои силы и соблюдая опти­мальный для каждого режим дыхания. Дышать детям сле­дует обязательно ртом: на 2-3 шага делается вдох и на 3-4 — выдох. Единственным инструментом для контроля времени выполнения данного теста служит секундомер. Время из­меряется в минутах, а преодолеваемая ребенком дистанция в метрах.